06.12.2023

Рождественская италия - матера. Древний город матера - один из первых населенных пунктов в италии Мать-Земля или все-таки Звездное небо


Если принять образное сравнение очертаний с сапогом, тогда Матера и вправду оказывается между его «каблуком» и «подошвой».

Матера - центр одноименной южно-итальянской провинции, расположившийся у небольшого каньона, по дну которого протекает небольшая река Гравина. Каньон, сформировавшийся в результате процессов водной эрозии, находится на плоскогорье Мурджа - известняковой возвышенности, в которой река Гравина образовала и другие формы карстового рельефа - пещеры, воронки и промоины, во множестве встречающиеся как вокруг города, так и прямо в нем.

Место кажется довольно неприветливым: вокруг - одни известняковые скалы, почвы на них практически нет, отчего и деревьев мало. Растительность если и есть кое-где, то это колючие кустарники, цепляющиеся за склоны каньона.

Как это ни странно, однако люди еще со времен палеолита селились именно в этом негостеприимном на вид каньоне плоскогорья Мурджа. Возможно, первые жители этих мест оценили недоступность для врага и хищников облюбованных карстовых пещер. В пещерах и в наши дни все еще находят следы жизни людей палеолита-неолита.

Точно известно, что до появления на территории современной Матеры греков и римлян здесь жили луканы - люди одного из древнеиталийских племен, отличавшиеся крайней воинственностью: если они не воевали с соседями, то уходили служить наемниками к македонцам.

Когда здесь появился город, точно неизвестно: по одной из версий, он был основан римлянами в 111 в. до н. э. В античные времена он назывался Матеола - дань уважения древнеримскому консулу Квинту Цецилию Метелле Нумидийскому (около 160-91 гг. дон. э.), приложившему немало усилий для защиты города: под его присмотром город окружили высокими укреплениями. Это было необходимо, потому что Матера находилась рядом с Аппиевой дорогой, жители богатели на перепродаже пшеницы и обслуживании проезжих торговцев. Выгодное положение имело и обратную сторону: город не раз был разграблен во время бунтов, и во время Второй Пунической войны (218-202 гг. дон. з.) карфагеняне его полностью разрушили.

Когда Западная Римская империя погибла во время нашествия готских племен, в V-VI вв. Матера оказалась сначала под властью Византии, а в Vll в. ее захватили лангобарды, и город вошел в состав Беневентского герцогства - части Лангобардского королевства.

В Vll-Vlll вв. в скалах появились вырезанные в них храмы, которые создали монахи - бенедиктинцы и василиане. Было это еще до того, как христианство распалось на католичество и православие.

Эпоха раннего Средневековья - череда бесконечных феодальных войн на юге Италии. В конце Vlll в. Матеру захватили отряды короля франков Карла (7 42(7 48- 814 гг.), в IX в. - короля Италии Людовика II (825-875 гг.). В конце Х в. горожане едва сумели удержать город, осажденный сарацинами, когда те пытались создать на юге Италии плацдарм для захвата всего полуострова. В начале XI в. город был захвачен византийцами, а в 1043 г. - норманнами графа Вильгельма Железная Рука (около 1010-1046 гг.).

Да самой Второй мировой войны Матера оставалась тихой провинцией, время от времени вздрагивавшей от землетрясений. Но 21 сентября 1943 г. , накануне вступления англо-американских войск, Матера стала первым городом в Италии, поднявшим восстание против немецких оккупантов.

КАМЕННЫЙ УЛЕЙ

Действительно, в Италии, если кто-то скажет про «пьетра альвеаре» - каменный улей, то окружающие без объяснений поймут, что речь идет о Матере.

Исторический центр Матеры именуется Сасси (по-итальянски «Камни») : это относительно небольшой участок ромбических очертаний со сторонами около 500 м. При древних греках здесь находился античный акрополь, раскопки которого ведутся и сегодня. Но главная особенность Сасси в том, что эта часть Матеры выдолблена в скале, за что и получила прозвище Ла Читта Соттерания, или Подземный город. Город состоит из множества природных гротов, катакомб, водных резервуаров, аркад, жилых построек, церквей и даже дворцов. Все они либо сложены из камня, либо вырублены прямо в скале, создавая неповторимый природно-городской ландшафт. В некоторых местах города улицы пролегают по крышам домов.


Городские власти придумали, как использовать пещеры без вреда для них: прямо в пещерном комплексе Св. Николая устраивается ежегодная ретроспектива современной скульптуры Гранди Мостре неи Сасси.

Особое внимание зодчие древности уделили созданию водных дождевых резервуаров: поднимать воду в город от реки совсем непросто. Самый большой резервуар сохранился до наших дней, за гигантские размеры его прозвали «Длинным водолазом»: его стены достигают высоты 15 м, и по нему перемещаются под землей на лодке. Как и прочие резервуары в Матере, «Длинный водолаз» предназначен для сбора дождевой воды, откуда она распределяется по всему городу.

Еще в первой половине ХХ в. стало ясно, что нельзя более оставлять людей в этом древнем месте, где люди жили в помещениях, сооруженных еще 9 тыс. лет назад. К тому же этот район постоянно страдал от малярии, распространявшейся от реки и застойных вод в старинных резервуарах. В 1950-х гг. большая часть населения Сасси была переселена в специально построенные современные районы, к западу и северу от исторического ядра города (многих пришлось переселять насильно, так они свыклись со своими пещерами). Так как денег на программу переселения не хватает, немало жителей Матеры и сегодня живут в скалах - без всяких удобств. Для многих ссматерани» такое положение привычно: уровень бедности здесь очень высок, а доходы населения - самые низкие в Италии.

Почти в самом центре Сасси высится кафедральный собор с квадратной в плане колокольней высотой 52 м. Это первая наземная церковь, принадлежавшая братству Христа Бичеванного. Собор был заложен еще в 1230 г., когда Матера стала резиденцией архиепископа. Строительство было завершено лишь в 1270-х гг. королем Сицилии Карлом I Анжуйским (1227-1285 гг.) . Поначалу собор был посвящен Св. Евстахию - покровителю города. В 1318 г. городские власти подняли статус собора, «перепосвятив» его в честь Мадонны делла Бруна. С тем же временем связано зарождение культа этой Мадонны и праздника Богоматери делла Бруна.

Каждый год 2 июля в пять утра через весь город проходит «Процессия пастухов» с картиной Богоматери. В полдень горожане идут шествием по Матере, сопровождая статую Мадонны делла Бруна, движущуюся на большой повозке из папье-маше, влекомой мулами. За повозкой следует архиепископ с клиром, охраняемые «рыцарями делла Бруна» в железных доспехах. По окончании шествия на площади Витторио Венета повозку оставляют, горожане разламывают ее на части и разбирают по домам - сена счастье».

В 1993 г. Сасси - «Город в скалах» - вместе с его древними скальными храмами и фресками в византийском стиле был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАТЕРЫ

Исторические:

■ Исторический центр Сасси (районы Сассо Кавеозо, Сассо Бари-зано и Чивита, около 670 г.).

■ Водный резервуар Palombaro Lungo («Длинный водолаз», I тыс. до н. э.).

Архитектурные:

■ Замок Трамонтано (начало XVI в.).

■ Дворец ель Седиле (1540 г.).

■ Дворец Ланфранки (1668-1672 гг.).

■ Дворец д’Анунциата (1735 г.).

■ Фонтан Фердинанда (1832 г.).

■ Вилла Лонго (XIX в,).

Культовые:

■ Церковь Луции на мальве (VIII в,).

■ Церковь Богоматери Добродетели (IX в.).

■ Церковь Св. Варвары (IX—X вв.),

■ Церковь Св. Петра Баризано (X в.).

■ Церковь Богоматери Одигитрии (XII в.).

■ Церковь Св. Иоанна (XII в,).

■ Церковь Св. Франциска Ассизского (XIII в.).

■ Церковь Сан-Доменико (1230 г.).

■ Кафедральный собор Матеры (1270 г.).

■ Церковь Св. Клары (конец XVII в.).

■ Монастырь Св. Августина (1592 г.).

Культурные:

■ Палеонтологический музей.

■ Музей современной скульптуры MUSMA.

■ Национальный музей средневекового и современного искусства.

■ Национальный музей Доменико Ридола.

■ Археологические раскопки на холме Тиммари.

Природные:

■ Национальный парк плоскогорья Альта-Мур-джа.

■ Исторический природный и археологический парк Мурджа-Матерана (Сассо, плато Мурджия, ущелье реки Гравина, 1990 г.).

■ Природный заповедник и озеро Сан-Джулиано.

■ Холм Тиммари.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Матера - это еще и название средненеолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Таюке матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.

■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы - очень распространенный символ Древней , встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.

■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от mata (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).

■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.

■ Дома вырезаны в известняке так, чтобы летом солнечный свет падал в жилище сверху вертикально и не раскалял помещение, а зимой проникал под углом глубже в гроты и согревал их. Это, в частности, помогало круглый год поддерживать довольно высокую температуру в домах-пещерах.

■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.

■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна - широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.

■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.

■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть - (Аl valore militare) - как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».

■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г), «Царь Давид» (Брюс Берес-форд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).

Среди множества неповторимых мест Италии, исключительной аурой отличается старинный городок Матера, расположенный на юге страны. Регион Базилика, в котором находится город, занимает часть плоскогорья Мурджа, известного живописным каньоном.

Под влиянием вод реки Гравины, на протяжении столетий, были образованы значительные рельефные изменения – гроты, пещеры, разной величины углубления.

Исключительность города состоит в необычном расположении пещер, которые были созданы не только природой, но и первыми поселениями, и служили не одно тысячелетие надежным пристанищем для местных жителей. Ввиду этого, эта местность именуется пещерным городом.

Расположение Матеры на карте Италии

Согласно историческим исследованиям, основание города произошло во времена существования Римской империи в III-II веке до н.э., хотя, первые пещеры здесь появились несколькими тысячелетиями раньше.
После крушения Империи в V в. город принадлежал племенам остготов, а затем был собственностью Византии. Огромное количество храмов в скалах связано с появлением в пещерах монахов-бенедиктинцев.

Находясь в составе Беневентского герцогства, город подвергался и нападениям потомков Карла Великого, и атакам отрядов Людовика II в 869 году.

В 994 году сарацины также осуществляли попытки завладеть «пещерным городом».
В 1043 году управление городом перешло к норманнскому графу Вильгельму I, а затем династии Гогенштауфенов.

Властвование Арагонского семейства в 1442 г. сменилось приходом представителя династии Трамонтано, который отличался деспотичным отношением к населению, собирая непомерные налоги с бедняков. За что и поплатился в итоге – народ совершил над ним суд Линча.

В 1663 году Матера становится столицей новосозданной области Базилики. В 1927 г. Матера объявлена административным центром провинции.

Во время Второй мировой войны, местное население принимало активное участие в повстанческих операциях против фашистов. Но, к сожалению, вражеская сторона взяла верх.

В связи с условиями, в которых жило пещерное население Матеры в послевоенный период, властями было принято решение о переселении жителей пещер в современные дома. И хотя большинство семей существовали за чертой бедности, некоторые из них вернулись в свои жилища и обитают в них до сих пор.

Достопримечательности Матеры

Историческая Матера находится под защитой ЮНЕСКО и является единственной в своем роде достопримечательностью Италии, которая хранит память о первых поселениях на полуострове.

Также на становление «города скал» оказывали влияние самобытность различных цивилизаций, начиная от пещер и канализации, и заканчивая укреплениями и неповторимой архитектурой в стиле барокко XVII в.

Итак, находясь в Матере непременно стоит посетить:


Фестивали и события

В далеком 1380 году архиепископом Урбано VI был подписан указ о праздновании 2 июля дня Мадонны. Мероприятие начинается с торжественной Святой Мессы. Затем на повозку, которую в конце шествия разберут все желающие на сувениры, устанавливают статую Мадонны и возят по улицам. В конце мероприятия жители и гости могут полюбоваться красочным салютом.

Празднование Дня Мадонны в Матере

Где остановиться

Гостеприимная Матера предлагает к услугам гостей около 500 различных отелей на любой вкус – от бюджетных и до фешенебельных, которые включают максимум услуг для комфортабельного пребывания клиента:


Хороший выбор отелей можно найти на сайте: www.mrandmrssmith.com

Кухня и рестораны

С незапамятных времен Матера славилась выращиванием пшеницы. Из этого следует, что основой кухни региона является паста и хлеб из твердых сортов злака.

Паста из твердых сортов пшеницы — визитная карточка Матеры

Также среди местных жителей пользуется популярностью бобовый суп из цикория, лампашони (апулийские луковицы), а также ребрышки ягненка с луком и помидорами. Необычайным вкусом и ароматом отличается вино местного производства – Doc Matera.

Хороший выбор блюд и карту вин предложит ресторан Don Matto, где готовят изумительные блюда из лосося и осьминога.

Также стоит попробовать один из вкуснейших десертов — тирамису. Средняя цена за ужин составит около 100-120 евро.

Уютный и доступный ресторанчик Osteria Malatesta находится в исторической части города. Здесь можно недорого перекусить после утомительной прогулки по пещерам. Средняя цена за чек – 30 евро.

Osteria Malatesta находится в исторической части города

Отличное кафе Gran caffe предлагает огромный выбор кофе и кондитерских изделий, ассортимент которых меняется ежедневно. Средний чек – 15-20 евро.

Погода

Удачное расположение города — на юге полуострова, делает его привлекательным для множества посетителей не только своими достопримечательностями, но и климатом.

Теплая зима, умеренная осень и весна, позволяют прогуляться по старинным улочкам в любое время года.

Лето – достаточно жаркое (29-30 °С), конец осени и начало зимы – большая вероятность осадков. Идеальное время для поездки – весна или начало осени.

Отдых и шоппинг

Чтобы насладится пребыванием в Италии в полной мере, в программу отдыха обязательно следует включить посещение пляжа. Ближайшее подходящее местечко находится в 39 км от Матеры и называется Марина-ди-Пистиччи. Пляжи живописного городка идеально подходят для семейного отдыха.

На пляжах Марина-ди-Пистиччи можно прекрасно отдохнуть

Метапонто – еще один чудесный пляж, до которого не добрались толпы туристов. Чистая вода, пологое дно и белый песок Ионического побережья, как нельзя лучше подойдут для тех, кто любит понежиться в лучах средиземноморского солнца.

Регион Базиликата также славится своими термальными курортами – Раполла, Латронико, Тито.

Ближе всего к Матере расположены термы Раполла – 107 км. Путь к другим курортам можно преодолеть в течении 2-2.5 часов на автомобиле или автобусе.

Что касается шоппинга, то Матера – это не то место, куда бы направились поклонницы известных брендовых бутиков. Поскольку, здесь долгое время проживала самая бедная часть населения, то производство в городе не особо развито.

В Матере можно купить сыр местного производства

Также стоит учесть, что Матера лишь недавно стала популярной с точки зрения туристов. Здесь расположены торговые центры, где можно найти необходимые вещи. Также можно приобрести вино или сыр местного производства.

Как добраться

Самолет. Расстояние от ближайшего аэропорта, который находится в городе , до Матеры – 60 км. Добраться можно на поезде и на автобусе.


Автобус.
Доехать до Матеры можно из , Урбино, Неаполя, Бари. А также из Потенцы, Метапонто, Таранто. Рейс Рим-Матера в пути находится около 7 часов.
Подробнее о рейсах: www.flixbus.com

Поезд. Самое популярное железнодорожное сообщение – Матера – Бари. Время в дороге – 1.5 часа. Чтобы доехать до Альматуры, нужно потратить около 25 минут времени. Детальная информация на сайте: http://ferrovieappulolucane.it/en/

Автомобиль. Взяв на прокат авто, можно не привязываться к расписанию и задержкам общественного транспорта. Достаточно правильно выбрать трассу, которая приведет в Матеру. Если ехать со стороны Адриатики, следует воспользоваться дорогой SS 99 в сторону Алтамуры. Чтобы добраться до города со стороны Тиреннского моря, сначала следует воспользоваться трассой Салерно-Реджо-Калабрия, затем — дорогой S 407 по направлению к Матерее.
Определиться с прокатом авто поможет сайт: http://www.rentalcars.com/

Расстояние к ближайшим городам:

  • Матера — Фьюджи – 408 км;
  • Матера – Неаполь – 250 км;
  • Матера – Потенца – 90 км;
  • Матера – Таранто – 73 км;
  • Матера — Алматура – 20 км.

Путешествие в античную Матеру принесет поистине незабываемые впечатления для каждого гостя древнейшего поселения.

Матера позволит окунуться в атмосферу античности

Дух античности, который здесь обитает, перенесет в другие цивилизации и измерения.

При посещении уникальных пещер, где жили, творили и вдохновлялись далекие предки, каждый сможет ощутить завороженность и восхищение плодами невероятного труда и смышлености предыдущих поколений.

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: "Апулия и Матера – впечатления без погружения ". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком - при желании найти его очень нетрудно!
.................

Доехать из Бари в Матеру очень просто. Надо всего лишь прийти на вокзал (жёлтенький такой, двухэтажный, облезлый) линии FAL и сесть на ближайший поезд, который отправляется с бинарио уно , то есть с 1-го пути. Правда, пара организационных загвоздок тут всё же имеется, и внимание на них я хочу обязательно обратить. Итак: на фото ниже на табличке «ручной работы», установленной в тупичке 1-го пути, написано: MATERA GRAVINA.

Но если внимательно посмотреть схему маршрутов FAL, то можно увидеть, что после Альтамуры дорога как раз раздваивается: одна ветка уходит на Гравину (которая «-ин-Пулья») и дальше – на Потенцу, а вторая – на Матеру , где и заканчивается. Поэтому изначально очень важно сесть не только в правильный поезд, но и в правильный вагон. Потому что задние вагоны даже до Альтамуры не доходят, где уж «бурнаши» их отцепили, я так и не понял, но суть от этого не меняется. А те, что с божьей помощью всё же добираются до альтамуровской развилки, дальше тоже расходятся: один вагон идёт в Матеру, а другой – в сторону Гравины.

Мой опыт был таким: 1-й вагон состава, отправляющегося из Бари, шёл до Матеры, а из 2-го в Альтамуре нужно было пересесть в тот же первый. Скорее всего, такой алгоритм повторяется из раза в раз, но поскольку я на 100% в этом не уверен, рекомендую ещё в Бари, прежде чем сесть в поезд, спросить у местного служащего (а они обязательно будут на перроне), какой именно вагон идёт до Матеры. Правда, не исключено, что они покажут и на тот, который потом поедет в Гравину (как это было в моём случае), поэтому, во-первых, на всякий случай выучите фразу типа «прямой или с пересадкой?» и переспросите служителя. А в Альтамуре на уж совсем крайний случай уточните у попутчиков по вагону, в Матеру ли пойдёт этот вагон.

Надеюсь, что я не слишком запутал и запугал читателей таким раскладом, но что делать – как говориться, «предупреждён – значит, вооружён».

Зато на обратном пути всё намного проще: просто надо сесть в вагон с табличкой «Bari centrale ». Если найдёте его, конечно. Шутка.

По своему техническому оснащению, как поездов, так и станций, дорога FAL значительно уступает линии FSE. Создаётся ощущение, что последнее переоснащение здесь произошло годах этак в 60-ых. Впрочем, уже потом, на обратном пути, в голову пришла мысль, что в город, подобный Матере, правильно ехать именно в таких поездах – для пущего антуража, для погружения в атмосферу уже в пути. Туалеты в вагонах, кстати, имеются, только состояния соответствующего. Ни воды (которая из крана), ни бумаги там может и не быть, имейте в виду!

В городской зоне Бари поезд шёл очень медленно, но как только выехал в пригороды, совершенно неожиданно рванул так, что даже страшно стало. За него, разумеется:)

В числе прочих пассажиров в вагоне ехали трое мужчин лет за 50, как я понял, на какое-то выездное мероприятие по работе. Одеты они были очень интересно: один в костюме по всем правилам, другой – в костюме, но в кроссовках, а третий – в пиджаке, рубашке и галстуке, но в джинсах и спортивных туфлях. Но дело не в этом. Выяснилось, что по базарности трое итальянских мужчин не уступают десятку испанских женщин (а я думал, что с ними трудно состязаться). Причём двое из них сели рядом, а третий (при обилии свободных мест в вагоне) – через пару рядов – как будто специально для того, чтобы все трое могли по полной программе потренировать голосовые связки. Минут 20 я терпел, а потом перешёл в другой конец вагона, но всё равно спокойно вздохнул только тогда, когда вся чрезмерно энергичная троица (какой сюжет для рекламы утреннего кофе!) вышла где-то на полпути.

Как и до Альберобелло, путь в Матеру занимает немногим менее 1.5 часов при точно такой же цене билета – 4.5 евро. Учтите, что в Матере поезд делает несколько остановок, а выходить надо на главной - Matera-centrale , расположенной, как метро, под землёй.

................

Прости, любимая Испания! Простите, Толедо, Куэнка, Трухильо, Касерес и Сантьяго де Компостела! Простите, Мон-Сен-Мишель и Каркассон, Сиена и Дубровник, Котор, Мдина и прочие музеи под открытым небом! Вы хороши, безусловно хороши, вы – города-звёзды мирового и европейского калибра, но вы и близко не стоите рядом с Матерой!

Господа, я очень волнуюсь. Потому что пришло время рассказать о главном впечатлении этого путешествия, и город, о котором мне предстоит вести речь, совершенно особенный. Сказать, что он поразительный, великолепный или потрясающий (хотя так оно и есть) – только впустую сотрясти воздух. Это супершедевр , который трудно сравнить с чем-то ещё и который ещё труднее описать словами.

Конечно, Матеру нельзя ставить в один ряд с крупными и многоплановыми городами, которые можно (и нужно!) смотреть несколько дней, каждый раз находя что-то новое. Стамбул, Барселона, Париж… Каждый добавит в этот список что-то своё. Но в условной номинации «город единого впечатления» Матере не составит конкуренцию даже Рим. Да-да, я прекрасно отдаю себе отчёт в этих словах. Гуляя по Матере, в моей голове постоянно вертелась фраза: «Это как Рим. Только круче ».

К сожалению, в выражении своих впечатлений о Матере я не смогу рассчитывать на поддержку фотографий. И дело не в качестве фото как таковом. Всем известно, что люди делятся на фотогеничных и не таковых. Первых разбуди посреди ночи после вечерней попойки – а всё равно красавец писаный на фото выйдет. А другие – вроде по жизни и приятной внешности, а сфотографируй их – получается…ну вы сами понимаете:)

Города – они как люди, причём во многих смыслах. И понятие фотогеничности им свойственно тоже. Только тут речь идёт не красивости-некрасивости, а о том, в какой степени фото передают или нет «живые» впечатления. Я помню, какие чувства восхищения испытывал я, стоя внутри Колизея ещё во время самой первой поездки в Италию, и как был разочарован, когда потом увидел свои же фото. Вроде всё и правильно, а того впечатления-то – масштабности, величия, сакральности – нет совсем. Или севильский Алькасар, который на фото растерял свою прелесть. А вот Кордовский наоборот – засверкал новыми гранями. Локоротондо на моих же фото потом мне показался даже интереснее, чем «вживую». А иногда – Трани и Альберобелло тому примеры – фото просто вполне адекватно передают настроение и дух «он-лайна».

Матера, к сожалению, не такая. Её фотографии только покажут (и то частично), что видели мои глаза, но никогда не передадут тех эмоций, которые охватывают там. Впрочем, даже в фильме такого маэстро, как П. Пазолини («Евангелие от Матфея») Матера выглядит не слишком выразительной (М. Гибсон в «Страстях Христовых» и вовсе показал её всего несколько раз на пару мгновений исключительно в качестве фона заднего плана).

Пожалуй, я уже достаточно поплакался на свою трудную долю, но рассказ от этого не продвинулся ни на шаг. Когда не знаешь, что и как писать, не мешает вспомнить пару хороших советов: «С чего начать?» - «С начала» и «О чём писать» - «Как было – так и пиши». Вооружившись этими нехитрыми принципами и поддержкой (на которую я рассчитываю) своих Ангелов, я и начну рассказ о Матере.

Лучшую и вообще единственно правильную карту Сасси - исторического центра Матеры, с которой вы будете чувствовать там себя, как дома, можно скачать на сайте туризма провинции Базиликата:

Http://www.aptbasilicata.it/fileadmin/immagini/opuscoli_informativi/2010/mappa_Matera_fronte.jpg

Такую же карту можно получить в местном туристическом офисе.

Знакомство с Матерой для большинства путешественников, приехавших сюда на поезде, начинается с площади Витторио-Венето (Vittorio Veneto) – большой и красивой, способной украсить не один европейский город:

0 0



0 0

Красивая церковь Mater Domini , принадлежавшая ранее мальтийским рыцарям:


0 0

Дворец правительства, в котором располагается префектура Матеры:


0 0

Кстати, Витторио-Венето (мне стало интересно значение этих слов, которых я раньше не знал) – отнюдь не исторический персонаж, как можно подумать, а название населённого пункта в 60 км севернее Венеции, близ которого в 1918 году имела место наступательная операция войск Антанты, значительная часть которых составляли итальянские дивизии, в результате чего противостоящая им австро-венгерская армия капитулировала.

С площади через крону уличной растительности красиво открываются фрагменты фасада церкви San Francesco da Paola на улице 20-го сентября:


0 0


Ещё утро - и трено туристико только готовится принять первых пассажиров, в которых позже, не извольте сомневаться, недостатка не будет:


0 0


Если пройти по этой улочке мимо паровозика, то буквально через сотню метров мы окажемся на небольшой площади S.Rocco , на которой увидим первую из жемчужин Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista ):


0 0


Церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших сюда из Палестины, и называлась Santa Maria La Nova, или Santa Maria ai Foggiali. Имя Иоанна Крестителя она получила после своего возрождения и реконструкции уже в конце 17 века.

Церковь потрясающая – как снаружи, так и изнутри! Причём изнутри даже в большей степени. С ней нельзя сравнить даже интерьер старого собора в Мольфетте – а он был изумительно как хорош! Несмотря на ряд переделок, внутреннее пространство церкви Иоанна Крестителя воссоздает настоящую средневековую атмосферу – мистическую и сакральную. Находясь здесь, понимаешь, сколь ничтожны и даже смешны попытки имитировать близость к Небесам золотом и богатством, чем так грешат, в первую очередь, православные церкви. Нет, Небеса находятся здесь – в простоте, в непоказном аскетизме, в смиренном и молчаливом внимании слову Божьему, раздающемуся в глубине собственного сердца, а не в многословных, шумных и зачастую демонстративных молитвах, переполняющих современные храмы.

0 0

0 0

В значительно лучшем качестве можно насладиться интерьерами церкви Иоанна Крестителя в красивом ролике на страничке http://www.basilicatanet.com/movie/index.asp?nav=materasangiovannibattista .

Фрагменты замечательного бокового фасада церкви:

0 0

Ещё одна «неопознанная», но очень аутентичная церковь, в полной степени соответствующая духу Матеры:

0 0

Но всё это была только присказка: к сказке, т.е. к настоящей старой Матере мы ещё даже не приступали!

............................

Старый город Матеры часто называют "Сасси " (Sassi), что является множественным числом итальянского слова sasso - скала, или просто камень. И это как нельзя более точно передаёт суть: Матера - это город, вырубленный в скалах и город,построенный на скалах. Это город, где здания и окружающий их ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе - и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое. Создаётся ощущение, что и дома, и церкви, и даже собор, кампанила которого венчает Матеру, как макушка - новогоднюю ёлку, вырастают прямо из скал (а, собственно, так и есть!), как опята из пня. Здесь порой уже трудно найти различие между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры (как природные, так и рукотворные) частно отличаются от домов только отсутствием дверей и окон. "Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье. " (Г. Мортон )


0 0



0 0

Говоря о Матере, почти всегда рассказывают о страшной нищете и антисанитарии, в которой проживали местные жители в пещерах Сасси вплоть до 50-х годов прошлого века и приводят в качестве примера известный роман Карло Леви «Христос остановился в Эболи », где автор рассказывает от годах ссылки, проведённых в этих краях ("Страшное описание", по словам Г. Мортона). Но мне не хочется педалировать эту тему. В конце концов, что было - то уже давно прошло, и сегодня Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города. Чему в немалой степени способствуют деньги туристов, стекающихся сюда со всего мира.

Кстати, нельзя сказать, что переселение "пещерных" обитателей (почти 20 000 людей по данным Г. Мортона) в благоустроенные жилища происходило под всеобщее ликование. Мортон обратил внимание, что "...некоторые пещеры залиты бетоном. Оказалось, что городская администрация борется таким образом с жителями, желающими вернуться из новых квартир в свои антисанитарные дома". Что ж, наверное, где-то можно понять людей, которые прожили здесь всю свою жизнь, в которой наверняка были не только мрачные стороны: "Солнце заглянуло в одну все еще обитаемую пещеру и высветлило старую согнутую женщину, стирающую белье в деревянном корыте. Заметив меня, она улыбнулась и пригласила войти. Пещера оказалась просторной. Двери, возможно, пришли сюда от какой-то старой церкви. Они были по меньшей мере пятнадцати футов высотой, толстые, разделенные на панели. В углу стояла кровать, во много раз Шире обычной двуспальной. Над нею были иконы, включая и образ Мадонны-делла-Бруна, рядом - цветная фотография покойного президента Кеннеди. Она рассказала, что один из ее четверых сыновей работает в Питтсбурге, в фирме, занимающейся строительством дорог. Ее муж родился в этой пещере, она пришла сюда юной женой более чем пятьдесят лет назад и родила на этой самой кровати пятерых сыновей и шесть дочек. Похоже, что на этой постели спала вместе вся семья. Счастливое время. Она взглянула на нас, и ее старое морщинистое лицо выразило беспокойство. Женщина подумала, что мы из муниципалитета, и стала просить, чтобы мы разрешили ей остаться жить в этой пещере, а не переезжать в новый город. Пока она разговаривала на местном диалекте с моим попутчиком, я заметил привязанного к кольцу осла. По пещере бегало несколько кур. Возможно, вы сочтете это негигиеничным, но на меня эта сцена произвела благотворное впечатление ."

При прогулке по Матере я искренне рекомендую придерживаться, по крайней мере, в начале пути, большого внешнего маршрута, отмеченного на карте синей линией ("От Сассо Барисано до Сассо Кавеосо"). Практически сразу после церкви Иоанна Крастителя здесь начинают попадаться смотровые площадки - искусственно сооружённые или естественные (т.е. открывающиеся в пространстве между застройками), откуда можно любоваться видами старого города:


0 0


0 0

Однако, как отметил Г. Мортон, "это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок ". И если соблазн сойти с проторённого пути в одну из аркад, порой напоминающую потайной ход, и спуститься по вырубленным в скалах лесенкам-ступенькам станет слишком сильным - не противьтесь ему!

0 0

0 0

0 0

Лабиринты каменных улочек притягивают и завораживают. Вот где можно позволить себе заблудиться без сожаления, вот где можно блуждать бесконечно, пока ещё несут ноги (не забывайте главный секрет успешного визита в Матеру - обувь, обувь и ещё раз обувь!). Кажый новый спуск или подъём, каждый новый поворот таят в себе очередную тайну, очередное открытие, новый неожиданный вид, который заставляет снова и снова включать фотоаппарат, убранный в сумку из-за, казалось бы, уже достаточного количества фотографий. И волна восхищения, ещё не успевшего улечься после предыдущего ракурса, охватывает душу вновь и вновь. Нет, Матера поистине великолепна !

0 0


0 0

0 0



0 0


0 0


0 0

0 0



0 0

В чём ещё своеобразие Матеры? Она не нуждается в людях - в отличие, например, от закоулков старого Бари. Дух Бари - порождение человека. И если чисто гипотетически представить, что по какой-то причине (дай бог, чтоб этого никогда не произошло!) жители покинут Бари, то он перестанет быть самим собой и превратится в Чернобыль - холодный, лишёный души и жизни, оказаться в котором лично мне было бы тревожно и неприятно (я вообще не любитель "сталкеровских" путешествий).

Матера самодостаточна. Её душа не в людях - она в её скалах, в её камнях, в её sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни единого человека. Не люди населяют Матеру - это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну "души Матеры", никогда не будет чувствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснётся с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.

Вид на монастырь Св. Августина (самая верхняя точка синего маршрута):


0 0

Вдоль восточных окраин Матеры протянулось достаточное глубокое и живописное ущелье , называемое Гравиной , по дну которого течёт небольшой ручей:


0 0



0 0



0 0

На небольшой площади, практически висящей над ущельем, расположена церковь Святых Петра и Павла, более известная как церковь chiesa di San Pietro Caveoso :


0 0


Это одна из самых древних церквей Матеры, основанная в 1218 году. Но свой сегодняшний вид она приобрела значительно позднее: в 17 веке был построен новый фасад, а ещё через столетие - колокольня. К сожалению, положение солнца не позволило сделать более качественные фото, поэтому я предлагаю посмотреть это действительно очень живописное место на панорамной страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1794 .

Где-то в старой Матере:


0 0



0 0



0 0



0 0


0 0


Одной из достопримечательностей Сасси являются пещерные церкви и монастыри . Своим появлением они обязаны монахам, которые переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии. Поэтому в гротах и скальных храмах можно наблюдать смешение самых разных религиозных стилей. Из многих существующих в Матере крупных пещерных церквей (http://www.comune.matera.it/it/turismo/le-chiese-rupestri), как правило, выделяют пять: Santa Lucia, Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone, Convicinio di Sant’Antonio, San Pietro Barisano, Santa Maria de Armenis и Santa Barbara , из которых сегодня реально доступны четыре: 3 по единому билету (http://www.sassiweb.it/matera/cosa-sono-i-sassi/chiese-rupestri), а Convicinio di Sant’Antonio - за отдельную плату.


0 0



0 0

Что касается Convicinio di Sant’Antonio - я бы воздержался от совета во чтобы то ни стало посетить его. Если вы увидите пару-тройку церквей из приведённого выше перечня, рискну предположить, что ничего особо нового для себя вы там уже не найдёте, так что оснований делать специальный крюк (на карте это хорошо видно - самый конец синего маршрута справа внизу) ради него я, честно говоря, не вижу. Окончательное же решение вы можете принять, посмотрев посвящённый монастырю ролик на страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1795 .

Вообще посмотреть древние пещерные церкви, на мой взгляд, любопытно, но не более того, если вы не являетесь специалистом в области религиозной живописи. Поэтому делать большой упор на их посещение и строить маршрут именно под них я бы рекомендовать не решился.

Кроме скальных церквей, а Матерее можно в избытке насмотреться и на пещеры, в которых ещё полвека назад жили люди. В некоторых из них устроены небольшие музеи быта Casa Grotta. Но зачем платить деньги за искусственный антураж, когда рядом можно бесплатно посмотреть такие же пещеры, но в намного более аутентичном виде (фактически - в том же, в каком их и оставили).


В южной части Италии, в провинции под названием Базиликата есть небольшой красивый и древний город, о котором мало кто знает. Матера существует в каньоне реки Гравина еще с доисторических времен (со времен неолита). Из-за уникальной исторической части города под названием «Сасси» Матеру также иногда называют «Подземным городом».


Было доказано, что люди жили здесь еще 9000 лет назад, но официальная история города начинается с римлян, а именно - с третьего века до нашей эры. Оригинальное название римского поселка было Матеола. Историки считают, что название, вероятно, было дано в честь римского консула Луция Цецилия Метелла.

В 664 году нашей эры, после того, как лангобарды завоевали провинцию Матера, у города сменилось много владельцев.


В IX и X веках за Матеру постоянно вели борьбу византийские и германские императоры, пока им не стал управлять Вильгельм Железная Рука. В начале XVII века важность города настолько возросла, что он стал столицей всего региона Базиликата. Эту «должность» Матера занимала до 1806 года, когда столица была перенесена в Потенцу.

Матера также сыграла важную роль во время Второй мировой войны, когда она стала первым итальянским городом, который начал активную борьбу против вермахта.


Вероятно, наиболее интересной частью города является его исторический центр - старая часть города, которая называется «Сасси ди Матера».

В Сасси (что означает «камни») до сих пор сохранились доисторические дома, построенные пещерными людьми (троглодитами), населявшими этот регион тысячи лет назад. Поселок Сасси очень похож на жилища в деревне Меллиха в северной части Мальты.


Поскольку археологические данные показывают, что первые поселения первобытных людей существовали здесь еще в 7000 г. до н.э., «Сасси ди Матера» считается одним из первых поселений в современной Италии.

Эти жилища в Сасси были кропотливо вырублены в известняковых скалах. Подземных домов в некоторых частях этого района было так много, что улицы были построены в буквальном смысле на «крышах» домов.


В связи с рядом изменений в государственной политике и из-за эпидемии малярии, угрожающей его в 1950-х годах, итальянское правительство приняло решение переселить жителей Сасси в недавно построенную часть города.

Однако, многие люди отказались переселяться, поэтому сегодня Матера является единственным местом в мире, где люди могут похвастаться, что до сих пор живут в домах домах своих предков, в которых те жили 9000 лет назад.


Река Гравина разделяет город, построенный на скалах над древними пещерными жилищами, на две части. Эта особенность привела к тому, что вода была очень труднодоступной для его жителей. Именно поэтому люди начали делать огромные резервуары (известные, как «цистерны»).


Один из самых больших резервуаров для воды находится под площадью Витторио Венето. Высота стен в нем - целые 15 метров и внутри его даже проводят экскурсии на лодке. Поскольку население в Матере начало увеличиваться, в итоге многие из старых «цистерн» были переделаны в жилые дома.


Церковь «San Francesco d"Assisi».

Пещерные дома - не единственная достопримечательность в Матере. В этом городе также можно найти несколько очень красивых церквей. К примеру, центральный собор Матеры, который носит название Santa Maria Della Bruna, был построен в 1389 году и увенчан 52-метровой колокольней.

Исторический центр Матеры по сей день сохраняет первозданный шарм. Из-за этого многие режиссеры выбирают этот город как идеальное место для съемок древнего Иерусалима.


Здесь снимали многие фильмы на библейские сюжеты, такие как «Евангелие от Матфея» режиссера Пьера Паоло Пазолини (1964), или «Страсти Христовы» Мела Гибсона (2004). Сегодня Матера является процветающим городом со многими предприятиями, тавернами и гостиницами, а его красота буквально завораживает тысячи посетителей каждый год.

А ещё в Италии находится . Она действительно впечатляет!

Матера, самый странный итальянский город December 13th, 2013

Пост о Матере - последний в серии о нашей поездке в итальянский регион в марте 2013 года. На самом деле Матера находится не в Апулии, а в соседнем регионе Базиликата. Попали мы сюда благодаря тому, что в этом необычном городе проводился последний третий день соревнований . И место это действительно ни на что не похоже.

Вроде бы город основали еще римляне, но развиваться он начал в ранее Средневековье, когда жители побережья стали спасаться от набегов сарацин в глубине страны. Кроме того, сюда бежали многие греческие монахи в эпоху иконоборчества.
Местность, где была основана Матера - это глубокое ущелье, даже каньон, на дне которого чуть теплится ручеек, который только весной превращается в речку.

Склоны этого каньона (“гравина” по-итальянски) известняковые. И вот в этом известняке полно пещер. В пещерах стали жить люди, пещеры углубляли, расширяли, потом надстраивали домами. Постепенно получился ни на что не похожий полу-подземный город-лабиринт. Матера развивалась и вне этого склона, был построен Новый город с площадями и широкими улицами. А этот район города, называемый Сасси (что в переводе с итальянского означает камни), постепенно превратился в одни из худших во всей Италии трущобы. К началу 50-х годов власти решили почистить Сасси, и начали планомерно переселять (выгонять) отсюда жителей. Постепенно старый город опустел. Его помыли, почистили, и стали превращать в туристический городок. Однако, почему-то до сих пор массовый турист сюда не попал, хотя я видел пару автобусов китайцев с фотоаппаратами. И это здорово, поскольку улицы этого странного городка пока не переполнены туристами. Примерно половина улиц Матеры это даже не улицы - это лестницы:

Почти все фотографии из этой записи сделала моя жена Саша, которая гуляла по городу пока я принимал участие в соревнованиях. Глядя сейчас на эти фотографии, я понимаю, что я видел этот город совсем по-другому. На видео ниже видно, как город увидел я, только у меня это было все чуть-чуть по-медленнее:)

Это видео снял с помощью камеры размещенной на голове норвежский элитный спортсмен Øystein Kvaal Østerbø. Для меня Матера в памяти осталась как лабиринт узеньких лесенок и проходов. А на Сашиных фотографиях это все же больше похоже на обычный человеческий город. Итак, больше фотографий.

Вот я бегаю по городу:

А вот чемпион Европы и призер чемпионата мира в спринте Jonas Leandersson из Швеции.

А вот просто виды города:

если смотреть со стороны, то кажется, что это просто какое-то непонятное наслоение друг на дружку домов на разных уровнях. Но на самом деле эти склоны, “заросшие” древними домиками, открываются улочками и лесенками.

Не во все дворики города можно попасть, часть из них закрывается на такие элегантные дверцы:

В городе есть барочный кафедральный собор, зажатый на малюсенькой площади.

Вот другой собор:

Тот край города, что обрывается в каньон, выглядит совсем уже нереально - декорации к мрачному “фэнетези”. Особенно, учитывая то, что спряталось солнышко и стало совсем холодно, было в тот день около +6.

Здесь сохранился настоящий “пещерный” город. Правда, теперь уже в нем никто больше не живет.

Некоторые районы Сасси до сих пор заброшены:

Здесь тоже никто не живет.

На прогулки по Новому городу нас не хватило.

Обратите внимание какой пустой город. Это воскресенье, где-то два часа дня.

А вот что было в центре города в 11.

В центре города небольшой рынок. По улицам гуляют итальянские сеньоры. Очень много пожилых мужчин, и почти совсем нет женщин. Мужики гуляют парами и компаниями, и все они одеты обязательно в костюмы, пальто, обязательно при галстуке и головном уборе. Ходят и благоухают духами. Очень странная для нас картина. Лица у всех совершенно рабоче-крестьянские, но при этом одежда, осанка и важность с которой они выгуливают себя, весьма аристократические.

На этом про поездку в Италию в марте 2013 года всё! Ниже оглавление предыдущих серий.


© 2024
exotop.ru - ExoTop - интернет и технологии