17.09.2023

Смотреть что такое "Телевидение" в других словарях. Виды телевидения Какие виды телевидения существуют


Виды телевидения

По форме передачи телевизионного сигнала современное телевидение можно разделить на эфирное, кабельное и спутниковое. У каждого из них свои достоинства и недостатки с точки зрения информационного воздействия на потребителей.

Эфирное телевидение распространяет сигнал с помощью наземных станций-ретрансляторов. Этот вид телевидения наиболее распространен сегодня в России. Когда говорят о телевидении в целом, чаще всего подразумевают именно эфирное телевидение.

Телевидение достигает такого количество аудитории, которого не достигает ни одно другое средство – ни радио, ни газеты и журналы, ни интернет. Количество смотрящих телевидение исчисляется миллионами человек.

Телевидение может покрыть как определенный регион, так и всю страну, и даже весь мир.

Телевидение действует быстро, на всех зрителей сразу.

Хотя телевидение не позволяет достичь узких целевых групп, все же с его помощью можно «выйти» на определенную аудиторию. Дети могут быть достигнуты через мультфильмы. Фермеры – через сельскохозяйственные передачи. Домохозяйки – через послеобеденные мыльные оперы и ток-шоу. Мужчины – через спортивные передачи. И т. д.

В связи с тем, что телевидение воздействует сразу на зрение и слух человека, оно может не только рассказать, но и показать со звуком, в движении, в цвете. Телевидение предлагает широкие возможности для творчества. С помощью камеры можно привести аудиторию, куда угодно, и показать ей очень многое. Таким образом, телевизионная информация как бы дает человеку возможность самостоятельно, с помощью собственных глаз (и слуха) оценить предлагаемое ему. В связи с этим зритель может составить себе достаточно широкое представление о компании, о ее товаре или услуге. Телевидение доказало, как убедительна его сила влияния на поведение человека.

Телевидение обладает определенной престижностью. Ведь обычно на нем показывают известных людей, рассказывают о самых значимых достижениях. Люди легко запоминают увиденные по телевидению лица.

Следует иметь в виду, что при всех достоинствах телевидения у него есть и определенные недостатки. В связи с ограниченностью информационного пространства попасть на экран телевидения очень сложно.

Аудитория телевидения не является особо привлекательной для многих компаний, так как потребители телеинформации – это, в основном, дети, домохозяйки, пенсионеры; молодежь чаще отдает предпочтение радио, а серьезные бизнесмены черпают основную информацию из газет. Больше всего времени у телевизора проводят неграмотные и безработные.

На телевидении очень трудно направить информацию на целевую аудиторию. Одни и те же передачи может смотреть очень широкий круг людей.

При всем этом существуют большие сложности в эффективном охвате телезрителей. Люди часто переключают каналы, пытаясь найти что-нибудь поинтереснее. А каналов становится все больше и больше.

Кабельное телевидение – противоположность эфирному с точки зрения избирательности аудитории. Кабельное ТВ ориентировано не на массовую аудиторию, а на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей. В связи с этим существует огромное многообразие специализированных кабельных каналов: спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. Все они существуют, в большей степени, за счет платной подписки своих зрителей.

Попасть на кабельное местное телевидение гораздо проще, чем на эфирное. Но в связи с тем, что сигнал распространяется по проводам, и не все подписываются на кабельное телевидение, с его помощью невозможно достичь каждого на нужной территории. У кабельного телевидения, в сравнении с эфирным, меньшая общая аудитория.

Зачастую, несмотря на то, что люди имеют дома кабельное телевидение с огромным выбором программ, они предпочитают смотреть основные каналы эфирного телевидения. В связи с этим рейтинги программ кабельного телевидения, как правило, существенно ниже рейтингов программ эфирного телевидения.

Спутниковое телевидение вещает с помощью спутника, «подвешенного» на околоземной орбите. Сигнал принимается телезрителями на индивидуальную антенну-«тарелку».

К достоинствам спутникового телевидения можно отнести достижение аудитории, до которой по географическим, экономическим или техническим причинам «не добирается» эфирное и кабельное телевидение. Также стоит отметить, что аудитория кабельного телевидения – это платежеспособная аудитория. Ведь приобрести комплект для спутникового телевидения не каждому по карману.

Эфирное телевидение
На сегодняшний день эфирное или наземное (terrestrial) телевидение остается самым распространенным средством доставки зрителям вещательных программ. Для передачи программ в эфир используют электрические колебания высокой частоты, которые в отличие от низкочастотных аудио и видеосигналов могут свободно распространяться в окружающем пространстве на значительные расстояния в виде радиоволн.

Кабельное телевидение
Наряду с эфирным телевидением широко используется передача телевизионных сигналов по кабельным сетям. Использование кабеля позволяет уменьшить влияние внешних помех на полезный сигнал и, следовательно, передать его более качественно, чем через эфир. На первом этапе развития кабельного телевидения передача сигналов осуществлялась в основном между телестанциями. В настоящее время также широкое распространение получили локальные сети кабельного телевидения, предназначенные для доставки программ непосредственно телезрителям. Локальной называется кабельная сеть, расположенная чаще всего в пределах небольшого населенного пункта, микрорайона, а иногда и одного здания, например многоквартирного дома или гостиницы.

Спутниковое телевидение
Спутниковое телевидение, или сокращенно СТВ, является на сегодняшний день самым динамично развивающимся способом передачи телевизионных сигналов на большие расстояния. Идея, положенная в основу СТВ проста: чем выше мы расположим передающую антенну, тем с большего расстояния и на большей площади можно принять излучаемый сигнал. Теоретически, спутник, находящийся на высоте около 36000 км может охватить своим сигналом территорию приблизительно с радиусом 9000 км. После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году появилась возможность воплотить теорию в жизнь.
Особенно актуальным является использование телевидения через спутники для стран с большими малоосвоенными территориями, каким и был в свое время, например, Советский Союз. Передавать сигнал на многие тысячи километров с помощью ретрансляторов или по кабелю, гораздо дороже, чем использовать систему спутникового телевидения.

«Сотовое» телевидение
На стыке современных технологий цифрового и спутникового телевидения, беспроводной телефонной связи, динамично развивается новый способ эфирной доставки телевизионных программ - сотовое телевидение. Свое название он получил из-за принципа покрытия сигналом территории обслуживания, аналогичного принципу положенному в основу сотовой телефонной связи.
Наличие множества ячеек сети позволяет предлагать пользователям в каждой из них свой набор ТВ программ, что выгодно отличает сеть сотового ТВ от существующих эфирных систем. По данным зарубежных специалистов в городских условиях стоимость строительства сотового ТВ в 3…5 раз меньше по сравнению с традиционными широкополосными кабельными сетями.
В рамках сети сотового телевидения возможна организация доступа в Интернет.

Интерактивное телевидение
Последнее время в развитых странах эксперты отмечают уменьшение интереса к телевидению. Производители телевизионной техники и программ бьют тревогу: все больше зрителей, "отворачиваясь" от экранов телевизоров, проводят свой досуг и получают необходимую информацию в Интернет. Появление этой широкодоступной, содержащей огромный объем информации, компьютерной сети наглядно проявило главный недостаток традиционного телевидения - невозможность для зрителя получать необходимую именно ему информацию в удобное именно для него время. "Интерактивное" означает "обеспечивающее двухстороннее взаимодействие". То есть дающее возможность не только телевидению действовать на зрителя, но и телезрителю оказывать активное влияние на форму и содержание телевизионных программ.
К первым шагам интерактивности телевидения можно отнести попытки проведения опросов телезрителей при помощи измерения потребляемой электроэнергии во время передачи. Ведущий телепередачи (чаще всего очень популярной, собиравшей максимальное количество зрителей) обращался к телезрителям с просьбой: если зритель хочет дать положительный ответ на заданный ведущим вопрос, то пусть он на короткое время погасит свет в своей квартире. При помощи аппаратуры, установленной в центральной диспетчерской, измерялось изменение расхода электроэнергии. Если на просьбу ведущего реагировало несколько сот тысяч зрителей, то приборы регистрировали значительное снижение расхода электроэнергии. В этот момент телевидение переставало быть односторонним источником информации, позволяя телезрителю стать активным участником программы, осуществив обратную связь с телестудией.
К системам, работающим с каждым зрителем индивидуально, можно отнести появившиеся позднее системы интерактивного телевидения Near-Video-On-Demand, Video-On-Demand, Teleshopping:

1. Система Near-Video-On-Demand (видео почти по заказу) позволяет зрителю просмотреть одну или несколько популярных передач из ежедневного репертуара в удобное для него время. При этом программы передаются параллельно на многих телевизионных каналах с определенным сдвигом по времени, поэтому попасть на начало любой передачи можно в течение 15-20 минут.

2. Video-On-Demand (видео по заказу) - телезритель может выбрать интересующие его передачи из предлагаемого списка, при этом программа будет передаваться из видеотеки телевизионной станции непосредственно на телевизор зрителя.

Teleshopping или Homeshopping - в специализированных передачах телезрителю предлагается выбор и приобретение товаров "не отходя от телевизора" с последующей оплатой.

Сегодня существует несколько видов телевизоров, знания о которых позволят сделать правильное решение в пользу той или иной техники. Ведь принимая решение о покупке нового ТВ-устройства, многие покупатели сталкиваются с проблемой выбора.

Полная классификация ТВ-устройств довольна сложна. Современные телевизоры имеют отличия по разным параметрам, к самым важным из них относятся:

  • экранное разрешение;
  • функциональность;
  • внешний вид.

Разрешение экрана

Экранное разрешение является одной из важных характеристик ТВ-устройств. Оно говорит о размерах их изображения в пикселах. Виды телевизоров бывают с различным разрешением:

  • SD (стандарт);
  • HD (высокое);
  • Ultra HD (ультравысокое).

Высокое разрешение подразделяют на HD Ready и Full HD. Ультравысокие дисплеи также бывают двух видов: 4K (3840 на 2160 пикселей), 8K (7680 на 4320 пикселей).

Большинство ТВ-программ транслируют в SD-формате, а модели преиум-класса с высоким и ультравысоким изображением показывают только определенное количество телепрограмм, потому что не все провайдеры предлагают просмотр контента в этом разрешении.

Функциональность

По своим функциям ТВ-устройства можно разделить на следующие модели:

  1. . Имеют возможность выхода в Интернет, доступ к социальным сетям и другим сервисам, а также обладают медиаплеером и браузером.
  2. 3 D . Не поддерживают подключения к сети Интернет. Имеют технологию «оживления» картинки, преобразуют плоское изображение в объемное.
  3. Универсальные . Обладают технологиями Smart-моделей и 3D-телевизоров.

Существующие модели ТВ также подразделяют на 2 вида в зависимости от характера получаемого сигнала:

  1. Аналоговые.
  2. Цифровые.

Первый тип устройств принимает телесигналы с высокими потерями, реагирует на помехи. Второй вид телевизоров оснащен цифровым ресивером, которые позволяет обрабатывать сигналы более высокого качества. К таким относится кабельное и спутниковое телевидение.

Внешний вид

Современные ТВ-устройства в зависимости от внешнего вида бывают следующих типов:

  1. ЭЛТ . Телевизоры с электронно-лучевой трубкой представляют собой старые модели устройств с кинескопами и относятся к аналоговой технике. Они имеют выпуклую форму, которая искажает картинку, довольно много занимают места и тяжелые по весу. Несмотря на то, что были созданы ЭЛТ-телевизоры с плоской панелью, сегодня их редко можно увидеть в продаже. Читайте также о том, .
  2. Проекционные . Такие модели проецируют картинку на матовый дисплей. Они обладают отличным качеством звука и имеют достаточно большие диагонали. RPTV-технология состоит из проектора, экрана, звуковой системы и панели управления. можно узнать из нашей статьи.
  3. Плоскопанельные . Сегодня на рынке большинство моделей имеют именно плоские дисплеи. Они легко вешаются на стену могут занимать немного места.
  4. Изогнутые . Такая форма панели позволяет получить максимальный эффект от просмотра изображения. Располагаться перед монитором нужно четко в конкретном месте.
  5. С меняющимся экраном . ТВ-панели можно смотреть в одной плоскости, а можно выгнуть благодаря их электрическому приводу.

Типы плоскопанельных телевизоров

По типу дисплея выделяют 3 вида телевизоров с плоской панелью:

  1. Жидкокристаллические . К ним относятся телевизоры LCD, изображение в которых формируется за счет миллионов пикселей, жидкие кристаллы при этом пропускают свет от ламп. Освещение их пикселей занимает некоторое количество времени, поэтому работа такой модели ТВ может терять четкость и искажать цвета при их изменении. LED-телевизоры имеют другой вид подсветки и меньшую толщину панели. За счет светодиодов цветопередача в них намного лучше, а энергопотребление ниже.
  2. Плазменные . Эти модели имеют абсолютно другую технологию показа картинки. Дисплей состоит из большого количества ячеек, которые наполнены редкими газами. Электрический ток создает напряжение, и ячейка начинает светиться. Благодаря люминофору свет формируется в тот или иной оттенок. Модели таких устройств имеют большие диагонали по причине внушительных размеров ячеек и потребляют много энергии. По яркости они уступают первому виду плоскопанельных телевизоров.
  3. OLED . Такие типы телевизоров появились в 2012 году. Матрица устройств состоит из диодов, которые излучают свет самостоятельно. Такие модели показывают идеально насыщенный черный цвет, они выигрывают перед остальными видами по яркости и контрастности. OLED-телевизоры сегодня стоят довольно дорого и имеют небольшой срок службы матрицы. Сегодня модели таких ТВ выпускают фирмы Samsung и LG.

Самой востребованной группой среди потребителей являются ЖК-телевизоры, а именно LED-модели. Ведь они практичны, доступны по цене и отличаются экономичным энергопотреблением. Если сравнивать продолжительность срока службы телевизоров, OLED служат всего лишь 10 тысяч часов, LCD и LED – от 50 до 100 тысяч часов, а плазменные панели работают до 100 тысяч часов.

Эфирное телевидение распространяет сигнал с помощью наземных станций-ретрансляторов. Это вид телевидения наиболее распространен сегодня в России.

Реклама на эфирном телевидении сегодня достигает такого количество потенциальных покупателей, которого не достигает ни одно другое средство – ни радио, ни газеты и журналы, ни интернет, ни уличная реклама и т.д. Количество смотрящих телевидение исчисляется миллионами человек.

У цифровое эфирного телевидения высокое качество картинки и звукового сопровождения. Увеличение числа передаваемых каналов в том же частотном диапазоне (при передаче изображения передается не каждый кадр (это принцип действия аналогового телевидения), а только те элементы кадра, которые изменили свои характеристики (цвет, яркость и т.п.) по отношению к предыдущему кадру. Как результат, вместо одного аналогового канала можно задействовать 5-7 цифровых каналов. Третья особенность цифрового телевидения – это наличие сопутствующих сервисов.

Кабельное телевидение

Кабельное телевидение – противоположность эфирному с точки зрения избирательности аудитории. Кабельное ТВ ориентировано не на массовую аудиторию, а на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей. В связи с этим существует огромное многообразие специализированных кабельных каналов: спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. Все они существуют, в большей степени, за счет платной подписки своих зрителей.

Журнальный вариант одной из глав рукописи Виталия Третьякова «­Теория ­телевидения, или Третий глаз человечества».

Берясь за изложение собственных мыслей по поводу такого давно самодостаточно существующего феномена, как телевидение, о котором написаны сотни, если не тысячи книг и статей, автор обязан обратиться к устоявшимся, общераспространенным, так сказать, каноническим определениям предмета своего анализа. Приведу здесь важные для обозначения моей концепции трактовки телевидения из нескольких разных источников.

Предлагаемое Википедией определение является чисто описательным: «Телевидение – комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. В обиходе используется также для обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ. Вместе с радиовещанием является наиболее массовым средством распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной или учебной), а также одним из основных средств связи».

Владимир Саппак, первый отечественный теоретик, исcледователь-классик телевидения, в своей книге «Телевидение и мы. Четыре беседы», вышедшей в 1963 году и впоследствии многократно переизданной, не давая нигде точного ответа, всегда с оговорками склонялся к тому, что «телевидение как жанр, как зрелище, как искусство – мы даже не знаем, как назвать, как обозначить его». «Искусство, которое выглядит как действительность, «жизнь в формах самой жизни» – вот что прежде всего, на мой взгляд, будет иметь успех на телеэкране». «Новое качество эстетического восприятия обусловливало самую возможность развития аттракциона – в искусство» .

Многократно воспетая Саппаком, и не только им, достоверность телевидения в начале ХХI века обернулась – по крайней мере, в тех случаях, когда оно конструирует реальность, – в имитацию или даже обман. Искусство, если оно вообще было, не только в значительной мере ушло, оставив после себя лишь зрелище, но и выродилось как раз в то, из чего Саппак выводил кино, а вслед за ним и телевидение, – в аттракцион, в цирк.

Энвер Багиров, единственный из известных мне отечественных авторов, выпустил в 1978 году концептуальные «Очерки теории телевидения». Автор рассматривал ТВ лишь как одну из коммуникационных систем – как средство массовой информации. И по какой-то причине, видимо, тоже из-за романтического преклонения перед телевидением, без всяких оговорок признал за ним способность к передаче «достоверной картины действительности». Будто раньше 1970-х годов не проявилась способность телевидения вполне «достоверно» искажать эту самую действительность. Делать шаг от интерпретации до фальсификации, а от фальсификации до прямого – мотивированного или просто «творческого» – вымысла.



«Карлсон вернулся», режиссер Борис Степанцев

Из того, как Э.Багиров в «Очерках…» определял телевидение, мы в конечном итоге можем вывести только очевидное: это тематически многообразный вид производства и распространения того, что ныне принято называть контентом – содержанием телепродукции.

В выдержавшем уже не менее пяти изданий учебнике «Телевизионная журналистика», в котором многие характеристики описаны точно и правильно, я с трудом обнаружил самое общее определение телевидения, принадлежащее перу Александра Юровского, одного из лучших исследователей этого феномена: «Телевидение – не только средство массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. […] Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения, обладают общим – в основе своей – языком» .

Если сжать формулировку Юровского, то получится следующее: телевидение – это средство массовой коммуникации, использующее в своей творческой ипостаси киноязык.

При этом не могу не отметить слово, которое автор данного определения употребил, конечно, сознательно. Меня покоробил термин «творец». Если бы речь шла об одном из видов или родов искусства, я вряд ли обратил бы на это внимание. Но тут вполне концептуально в один ряд с ними ставится и телевидение. Конечно, отрицать творческое начало в создании, в том числе и современной профанной массовой культуры, к которой, бесспорно, относится и телевидение, глупо и невозможно. Однако следует не забывать, что, строго говоря, означает полисемичное слово «творец».

Со времен Владимира Саппака многие исследователи, связанные с факультетом журналистики МГУ, правильно отмечают несколько качеств телевидения: эффект достоверности, эффект присутствия (следствие симультанности – одновременности события и его телевизионного показа), эффект диалогичности и эффект доверительности. Но главным качеством телевидения Энвер Багиров посчитал его программность: «Отдельная передача или фильм всегда воспринимаются зрителями в программном контексте, придающем им дополнительное значение. Одно из проявлений программности – цикличная структура вещания, которая позволяет создавать серийные произведения, вести передачи с продолжением» .

И это, между прочим, очень тонкое и точное замечание, с помощью которого телевидение легко отделяется от внешне очень близких ему видов искусства, например от кинематографа. Почти все, что когда-то советскими исследователями воспринималось в телевидении как позитивное, сейчас либо продолжает существовать, либо исчезло, либо превратилось в свою противоположность. Так, эффект достоверности остался, но во многом трансформировался или исчез. Программность тоже осталась, но часто лишь в качестве уловок, позволяющих тому или иному каналу постоянно удерживать зрителей своих передач, не давать им переключаться на конкурирующие каналы.

Вот версия понимания ТВ Большой советской энциклопедией: «Телевидение (производное от «теле…» и «въдение») – область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием Т. – одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и других прикладных целях (например, в системах диспетчеризации и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т.д.). Конечным приемным звеном телевизионной передачи служит человеческий глаз, поэтому телевизионные системы строятся с учетом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы – рельефными, расположенными в объеме некоторого пространства, а события – в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном Т. задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение) ».

Нетрудно заметить, что этот текст, несмотря на ретроградскую по нынешним временам коммунистическую терминологию, гораздо ближе к цели наших поисков – так как содержит описание телевидения в качестве социального, политического, культурного явления и как института. Но и здесь мы не имеем ясного и четкого его определения, данного хотя бы и в стилистике марксистско-ленинской догматики, отбросив или заменив которую мы могли бы получить целостную формулировку.

Есть еще одно российское авторское и, сразу отмечу это, на мой взгляд, максимально научное определение телевидения, принадлежащее Михаилу Лукову. «В тезаурусной пирамиде видится объяснение ситуации, сложившейся в мировом телевещании, – пишет он. – Если мы рассматриваем массовую аудиторию, она неизбежно предстанет в образе пирамиды: проблемы «низа» будут волновать почти всех, тогда как проблемы «верха» – относительно немногих. И профессор будет захвачен детективом, потому что проблемы жизни и смерти, выживания, поднимаемые в этом жанре, стоят перед каждым, в то время как домохозяйка вряд ли будет смотреть передачу о полифонии Баха, скорее она переключит программу и выберет сериал о семейной жизни. […] Если мы примем объективную действительность за «первую реальность», ее отражение в нашем сознании – за «вторую реальность», которая соответствует охарактеризованному выше понятию «тезаурус», то в телевещании (совместно с некоторыми другими феноменами, созданными человеком) следует видеть «третью реальность», по ряду параметров отличающуюся от первых двух и вместе с тем выступающую посредником между ними. […] Как было уже отмечено, феномены «третьей реальности» выполняют функцию «медиатора» – посредника между «первой» и «второй» реальностями. «Третья реальность»… аморфна, она или отражает какую-то сторону действительности, специализирована (например, нотная запись музыки), или касается всех ступеней тезауруса и лишь в совокупности отражает его общую структуру (современный мир книги, мир кино, Интернет)… При этом если мир книги скорее может быть сопоставлен с долговременной памятью человека, то телевидение заняло нишу, соответствующую оперативной человеческой памяти: новость становится основной единицей телеинформации, а новость может прозвучать только один раз, при повторении это уже не новость…» .

Отсюда вывод: у телевидения, если оно освобождено от цензуры и прямого или косвенного государственного управления, есть более веские причины иметь нынешнее содержание, чем коммерческая выгода магнатов или продуманная манипуляция общественным мнением в пользу тех или иных политических сил. Эти более глубинные причины, которые бизнесмены и политики лишь удачно используют, коренятся в самой структуре культурного тезауруса современного общества. Телевидение, среди прочего, стало зеркалом «культуры повседневности», «культуры одного дня», охватывающей огромную часть человечества. Хотя она и долго формировалась, но заявила о себе в полный голос только в новейшей истории, определившись во многом, можно даже сказать, преимущественно, под влиянием телевидения как одного из факторов глобализации и утверждения постиндустриальной модели жизни. Так выявляется одна из основных функций телевидения в мировой практике – конструирование культуры повседневности.

Но если телевидение, обладающее способностью менять, конструировать заново конфигурацию тезауруса, сможет преодолеть господство так называемой «американской модели», в которой люди рассматриваются как источник извлечения прибыли (связанный с «низом пирамиды»), в результате чего в них закрепляются, даже усиливаются низовые потребности, имеющие в современной культуре наиболее массовый характер, то можно найти и довольно большую аудиторию с весьма высокими духовными запросами и в целом влиять на тезаурус зрителей, сужая его нижнюю часть и расширяя верхнюю. Этот процесс осуществляется, очевидно, через посредство особой картины мира, формируемой телевидением, которая сопоставима с художественной картиной мира.

Михаил Луков анализирует телевидение как феномен скорее культурологический, чем социологический или тем более политический. Поэтому уместно обратиться и к авторитетному в данной области исследователю – французскому социологу Пьеру Бурдьё. Он считает, что телевидение – это «особо выраженная форма символической агрессии», которая «реализуется благодаря молчаливому согласию тех, кто ее на себе испытывает, а также тех, кто ее оказывает, при условии, что и первые, и последние не отдают себе отчета в том, что они ее испытывают или оказывают»… Бурдьё утверждает: «Телевидение с помощью различных механизмов […] подвергает большой опасности самые различные сферы культурного производства: искусство, литературу, науку, философию, право. Я даже полагаю, что оно, вопреки тому, что думают и говорят – без сомнения, абсолютно искренне – наиболее осознающие свою ответственность журналисты, подвергает не меньшей опасности политическую жизнь и демократию» .

С социологической и с политической точек зрения Пьер Бурдьё, на мой взгляд, совершенно прав, однако и его утверждения игнорируют важные аспекты существования и функционирования телевидения и к тому же скорее описывают и оценивают его, чем определяют. Бурдьё рассматривает телевидение прежде всего в его связи с журналистикой, а это, конечно, слишком односторонний взгляд. Но при этом нельзя не заметить, что автор данного описания говорит явно не о российском («подчиненном Кремлю»), а о знакомом ему западном ТВ как об опасности и для политической жизни вообще, и для демократии в частности. В культурологической части своего описания Бурдьё опускается (или поднимается) до прямого определения телевидения как «символической агрессии». Лучше бы и сам председатель Гостелерадио СССР не мог сказать о буржуазном телевидении того периода, когда он, Сергей Лапин, писал свою статью для БСЭ, а Пьер Бурдьё, тоже ныне покойный, в 1995–1996 годах читал свои лекции о телевидении и журналистике в Коллеж де Франс.

Теперь о взглядах самого культового теоретика медиа Маршалла Мак-Люэна. Несмотря на множество остроумных и точных замечаний относительно телевидения, сделанных Мак-Люэном в его широко известных работах, я и в них не нашел точного и ясного определения телевидения. Многие его утверждения считаю просто неправильными, а точнее – выведенными искусственно, в частности и всю его знаменитую концепцию деления СМИ на холодные и горячие.

Бесспорно, Мак-Люэн прав в определении СМИ мира как всемирной (глобальной) деревни, в которой слухи, сплетни и мифы распространяются с не меньшей скоростью и интенсивностью, чем собственно информация о реальности, а потому и определяют состояние общественного сознания. Но вот относительно самого телевидения он, на мой взгляд, ничего обобщенного не сказал. Даже в специальной главе «Телевидение. Застенчивый гигант» своего фундаментального, но слишком мозаичного труда «Понимание медиа. Внешние расширения человека». «Воздействие телевидения как самого последнего и показательного электрического расширения нашей центральной нервной системы трудно постичь по самым разным причинам. Поскольку оно повлияло на всю целостность нашей жизни – личной, социальной и политической, – было бы нереалистично пытаться дать «систематическую» или визуальную презентацию такого влияния. Практичнее «представить» телевидение как сложный гештальт данных, собранных почти случайным образом» .

Теперь, наконец, о собственной версии ответа на вопрос: что такое телевидение?

Во-первых, как общественное явление и институт телевидение есть упорядоченная система, одновременно и отделенная от общества (институт, корпорация), и находящаяся с ним в постоянном взаимодействии.

Во-вторых, телевидение с определенного момента превратилось в нечто самодовлеющее («вещь в себе» и «для себя»), то есть такое, что уже не только, а порой и не столько обслуживает общество, выполняя определенную общественную миссию (предназначение), но и, развиваясь по своим собственным – но не уникальным – законам, начинает подчинять или, по крайней мере, пытаться подчинять различные общественные интересы своим собственным, часто эгоистическим интересам.

В-третьих, телевидение как область творческой деятельности – специфично. Многие другие подобные сферы развиваются по тем же законам, кстати, постепенно подчиняющим своей власти отдельно взятую творческую личность, находящуюся внутри этой сферы (системы, корпорации).

Телевидение – оригинальный и уникальный социально-политический и культурный феномен (явление, институт), появившийся во второй половине ХХ века, (1) обладающий свойствами средства массовой информации (СМИ, медиа), (2) но в еще большей степени свойствами массовой культуры, (3) выполняющий функции управления обществом и в этом смысле конкурирующий с другими традиционными механизмами управления, а также (4) функцию нового постмодернистского построения человеческой цивилизации, по крайней мере, как культуры на основе (5) максимальной визуализации и виртуализации как (6) реальных событий и фактов, так и (7) спекулятивно создаваемых или невольно возникающих телеобразов – фантомов, симулякров, химер и мифов, (8) обладающий всеми свойствами неоязыческого культа.



«Приключения котa Леопольда», режиссер Анатолий Резников

Все, что мы видим на телеэкране, является телеобразами, большинство которых может быть в определенной степени отнесено к классам фантомов, симулякров, химер и мифов. При этом нужно пояснить, что в контексте моих рассуждений я имею в виду.

Телефантом – отсутствующая реальность, призрак, плод воображения, форма. Не существующие, но присутствующие на телеэкране предметы, явления и персонажи. Например, вампиры, благородные насильники, НЛО, инопланетяне и прочее из того же ряда.

Телесимулякр – присутствующий в телепространстве образ-копия, не имеющий оригинала в реальной жизни. Например, никто не может описать, что такое «счастье», «цивилизованная страна», однако по телевизору об этом постоянно говорят, причем трактовки этих понятий самые разнообразные – максимально вольные, а иногда и прямо противоречащие друг другу. Телесимулякр – это отголосок реальности, наполненный несуществующим содержанием, это часто лжесмыслы, замещающие собой реальный предмет, явление, человека, а также их телевизионные квазиэквиваленты или квазиобразы.

Телехимера – желаемое прошлое, настоящее или будущее, максимально оторванное от реальности, а для будущего – от самой возможности осуществления. Например, построить в России «демократию западного образца». Проще говоря, химера – это фантазии, уже или еще не имеющие отношения к реальности; не смысл, а желание, в лучшем варианте – мечтание, в худшем – сознательный обман себя или аудитории. Телевизионная химера – находящиеся за пределами разумной творческой фантазии чрезмерно утрированные или, наоборот, гипертрофированные на телеэкране реальные явления, проблемы, образы или чувства. Например, преступное поведение людей, особая честность и открытость политиков – все это гипертрофированные по отношению к реальности химеры; образ Советского Союза как примитивного государства, тотальная привычка к пьянству в России.

Телемиф – опирающиеся на реальность искусственные системы образов, в том числе реальных людей. Миф – это ложно отраженная и/или трактуемая реальность; фантазии, помогающие принимать реальность в желаемом создателям мифов или в понятном им и телеаудитории виде.

Телевизионные мифы, как, впрочем, и дотелевизионные, бывают доброкачественными, то есть естественным путем складывающиеся в сознании людей, так и спекулятивные – специально, но не всегда осознанно сконструированные искусственные образы, конструкции и системы взглядов. Как правило, спекулятивные мифы являются позитивными по отношению к себе и своим ценностям и негативными по отношению к тем, кто (или что) является чужим или таковым воспринимается.

В чистом виде разные типы телеобразов встречаются редко. Так же как и все в социальной и интеллектуальной материи. В отдельно взятом образе чаще всего соединены воедино качества фантома, симулякра и химеры, а мифы, интегрирующие их в гроздья и цепочки, синтетичны по определению. Четкая классификация тех или иных телеобразов не является для телевидения даже второстепенной задачей. Важно осознавать, что практически все, что транслируется в телеэфире и не является в пределах возможного достоверным и добросовестным отражением реальности либо бескорыстной во всех смыслах художественной фантазией, суть фантомы, или симулякры, или химеры, или их соединения, связанные телевизионными же мифами.

Современные СМИ, как и вся нынешняя массовая культура, работают, помимо реальных событий, фактов и персонажей, именно с мифами, химерами, симулякрами и фантомами. Но если еще двадцать-тридцать лет назад понятие «медиаобраз» включало в себя составной частью «телеобраз» того же объекта, особенно если речь шла о человеке, то теперь для массовой аудитории «телеобраз» равен «медиаобразу» и, если между ними есть различия, полностью заслоняет его собой.

Мощь современного телевидения такова, что создаваемые им образы доминируют над всем остальным. Исключения возможны только по отношению к фигурам исключительной публичной известности и важности, которые к тому же уже долго находятся в центре общественного внимания. Таковыми, по моим наблюдениям, являются лишь политики самого высокого уровня – как правило, первые лица национального масштаба.

Сумма телевизионных фантомов, симулякров, химер и мифов, каждый из которых обычно представлен расхожим телевизионным образом или их системой, в конечном счете и является телевизионной мифологией, входящей составной и часто доминирующей частью в виртуальную реальность – творимую и транслируемую телевидением.

Таким образом, получаемый аудиторией контент – сумма смыслов, образов и связей между теми и другими, а также форм их представления – отличается от реальной жизни ровно настолько, насколько телевизионное виртуальное за пределами естественных человеческих ошибок, иллюзий и фантазий заполнено (с вытеснением соответствующей реальности или даже в соседстве с нею) телевизионной мифологией – суммой телеобразов.

Каждый человек, даже самые рационально дисциплинированные ученые-естественники, является невольным или сознательным – в силу своей натуры – создателем фантомов, симулякров, химер и мифов. Равным образом созданием всех этих сначала воображаемых, а затем и мыслительных конструкций занимались все народы и цивилизации, прежде всего в форме религиозного сознания и национальной мифологии, включая политическую. В этом смысле такая виртуализация реальности есть естественное свойство как отдельно взятых людей, так и их в разной мере консолидированных сообществ.

Но только с появлением медиасреды, внешне наиболее полно и достоверно отражающей реальность, медийное мифотворчество превратилось в особый социальный механизм, соединивший воедино политические, идеологические (идеологический прозелитизм), меркантильные и эгоистические интересы. Включая, естественно, и бизнес-интересы, а также корпорацию профессионалов, больше других увлеченных таким мифотворчеством и зарабатывающих себе этим на жизнь. Сумма таких интересов, ставшая целеустремленным корпоративным мотивом, – огромная социальная и политическая сила.

Люди и народы творят свои мифологии часто за пределами целеполагания, объяснения себе того, что невозможно объяснить. Власть, прибыль – часто это экспансия того и другого с целью подавления какого-либо сомнения, в том числе и своего собственного, – в оправданности своего существования, его необходимости для других – тех, кто находится вне этой системы (корпорации) или страдает от нее.

Но именно работники медиасферы сделали мифотворчество своей второй профессией, а телевидение – лидером этого процесса. Слишком много нереальных (ирреальных, не существующих) предметов, явлений и персонажей – суммарно их тоже можно назвать фантомами – постоянно присутствует на телеэкранах. Куда больше, чем в отдельно взятых фантастических романах или даже во всем корпусе мифологии того или иного народа. Судя по всему, телевидение просто не может существовать – и чем дальше, тем больше – без этих фантомов, порожденных его то ли творческой, то ли больной, то ли конкурентной фантазией.



«Зима в Простоквашино», режиссер Владимир Попов

Теперь я позволю себе привести цитату из моего учебника «Как стать знаменитым журналистом».

«Поскольку публичная политика сегодня почти на 100 процентов реализуется через каналы и механизмы СМИ, равно как и значительная часть политики непубличной, у публики (аудитории) создается ощущение тождественности политического процесса и его медийного отражения, а иногда происходит и реальное замещение политики ее инобытием в СМИ.

В странах, где наличествуют все необходимые элементы, субъекты и механизмы политического процесса, медиаполитика – их инобытие в СМИ – дополняет реальную политику, при этом не замещая ее полностью. В России, где отсутствуют многие необходимые элементы нормальной демократической политики, например партии, а политика функционирует на уровне ритуала, СМИ просто-напросто замещают, заменяют, подменяют собой то, что существует в самой политике как в развернутой системе субъектов, объектов и механизмов управления. Именно эту подмену, которую еще можно назвать фальсификацией, мы и видели в 1999 году, когда в политическом процессе, но особенно в его отражении в массовом сознании, вместо отсутствующих реальных партий функционировали фальшивые партии, или квазипартии, ОРТ и НТВ. Осень 1999 года показала это столь выпукло, что не заметить подмену мог только слепой (другое дело, что этот феномен не был как-либо квалифицирован большинством аналитиков). Но в менее очевидных формах выполнение фантомами из СМИ функций различных элементов реальной политики в России происходит постоянно.

Теоретически не исключено, что квазиполитика из СМИ, или виртуальная политика, может заменить собой всю реальную. Это и была бы медиакратия не в смысле управления миром через СМИ, а собственно медиакратия – где медиа превратились бы в центр власти, в главный ее субъект. Известный фильм «Хвост виляет собакой» дает эпизод такого смещения политической субъектности из конституционных центров власти в СМИ. Но в жизни этого как нормы и системы пока нет. И, видимо, никогда не будет. А вот случайные или преднамеренные подмены СМИ-фантомами элементов реальной политики будут продолжаться и, скорее всего, нарастать по масштабам и частоте.

Кстати, в России кроме квазипартий, сфабрикованных из СМИ-фантомов, существуют еще и квазиполитики, скроенные из того же материала, квазиинтеллигенция, квазиобщественное мнение (по некоторым вопросам), квазипредставительные органы власти (особенно это относится к региональным законодательным собраниям), квазисудебные органы» .

Это интереснейший процесс, всех характеристик и составляющих которого мы пока уловить не можем.

Мне представляется очевидным, что если фантомообразующее свойство телевидения превратится в одну из его социальных функций – замещение реального мира в сознании людей и общества в целом его виртуальной копией, – то это окончательно превратит ТВ в систему тотального интеллектуального и психологического угнетения теми, кто контролирует телевидение, тех, кто его только смотрит.

В принципе это будет означать крах и гибель человеческой цивилизации в известных нам исторических формах и реальностях, включая современную. Следовательно, этому нужно противостоять. Даже если при этом придется сразиться с телевидением как с институтом, принесшим человечеству и благо, и как с системой, способной к агрессии, подавлению и сопротивлению.

Я давно уже пришел к мысли: телевидение есть чужая свобода, выдаваемая за вашу. И в этой свободе чужой фантомообразующей воли, чьи плоды навязываются нам посредством телевидения, ничего другого, кроме нашей несвободы, я обнаружить не могу.

Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004, с. 144–146.


© 2024
exotop.ru - ExoTop - интернет и технологии